– Первый ваш опыт самостоятельной работы – сочинская «Жемчужина». Она казалась амбициозным проектом. Каким вам описывал будущее клуба президент Дмитрий Якушев?
– Дмитрий Леонидыч хотел сделать клуб особенным – чтобы всем было комфортно. К этому располагал сам город. Якушев – очень интересный человек. Беседы с ним могли длиться два-три-четыре часа, причем они затрагивали самые разные темы. Легкость общения была невероятная, после каждого разговора появлялось желание развиваться и новые идеи.
– Помните свой первый день в качестве главного тренера «Жемчужины»? – Да, это был ноябрь 2008 года. Мы проводили селекционный сбор в Сочи, и после тренировки я встречался с игроками один на один. Запомнилось, что Гия Микадзе и Робик Забелян меня выслушали, приняли решение, что подпишут контракты, а потом сказали: «Олег Петрович, у нас к вам одна просьба: не могли бы вы нас на «вы» не называть?»
– Вы же с 20 лет «Олег Петрович»? – Да. Меня мой первый тренер устроил в детскую школу – ту, из которой я выпускался. Я две недели не мог привыкнуть к тому, что дети обращались ко мне по имени-отчеству!
– Нападающий Александр Данишевский – самый быстрый футболист из тех, с кем вы работали? – В «Урале» тоже есть быстрые ребята. Артур Саркисов, пожалуй, на равных с Данишевским. Еще у Валеры Сафонова потрясающая скорость.
– В «Химках» некоторые игроки не выдерживали темпа Данишевского. В «Жемчужине» не жаловались? – Нет, у нас все получилось как раз потому, что был коллектив единомышленников. Я такую атмосферу не встречал нигде. Мы когда собирали игроков в команду, делали ставку на человеческие качества.
– Прямо как упомянутый вами Юрген Клопп из «Боруссии», сказавший, что никогда не возьмет в команду засранца. – Кого? Иностранца? А, засранца… Я тоже не возьму. У нас был случай: мы уже практически собрали команду, но возникла еще одна кандидатура. Футболист был бомбардиром с хорошим послужным списком. Он приехал к нам, мы сели втроем – я, вице-президент и игрок. Я только слушал, но в конце беседы сказал: «Извините, вы нам не подходите». Меня насторожило, что человек пришел с позицией «я великий, я все выиграл, только дайте мне деньги». Футболист удивился, конечно.
– И где этот футболист играет сейчас? – На серьезном уровне – нигде.
– Промо-ролики «Жемчужины» с Ксенией Собчак и Бекхэмом, которому отказали, сильно мешали? – Отчасти мешали. Много завистников появилось. Мы приезжали в какой-нибудь город, и нам там задавали глупые вопросы. Хотели уколоть, задеть. Считалось, что мы – политический проект. Помню одну пресс-конференцию. Вроде все мирно прошло, как вдруг раздался такой вопрос: «Ваша команда будет как-то участвовать в Олимпиаде?» Я и ответил: «Наша команда в полном составе придет и поддержит биатлонистов».
– А что это за история с вашим переводом на роль помощника Зураба Саная и возвращением обратно – уже в первой лиге? – Странный эпизод на самом деле. В начале второго круга мы проиграли домашний матч «Балтике» – 1:2, и кому-то из руководителей захотелось встряхнуть команду. Хотя особенной необходимости в этом не было и ничего страшного не происходило. А через месяц Дмитрий Леонидович вызвал меня и сказал: «Возвращайся». Для кого-то важно, чтобы на стадионе его назвали главным тренером, я же никогда на это не обращал внимание. У меня другие приоритеты. Самое главное – процесс и результат. Я всегда говорю своим помощникам, что мы все – главные тренеры, потому что ответственность лежит на каждом. Главный тренер отличается от остальных только тем, что имеет право на принятие интуитивного решения.
– Можете привести примеры, когда руководствовались исключительно интуицией – и угадывали?
– Возьмем выездную игру с «Кубанью». Из-за большого числа травмированных мы долго обсуждали состав, в итоге решили перенести решение вопроса на утро. А где-то в час ночи у меня появилось внутреннее ощущение, что нужно ставить Юру Кириллова, который ни разу не играл за «Урал», а в нападении использовать Сашу Ерохина. Мы, к сожалению, проиграли 2:3, но Кириллов сыграл хорошо, а Ерохин забил гол. Про Урал, Краснодар и Динамо Минск можно прочесть в полной версии материала
|